Какова роль семьи в профилактике

ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Человек – существо, которое по природе своей нуждается в том, чтобы любить и быть любимым. Первыми, кто дарит нам свою любовь являются наши родители. Огромное значение имеет то, в какой атмосфере ребенок воспитывается с самого начала своего появления на свет. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Заложенные в детстве основы личности влияют на весь дальнейший жизненный путь человека: на его профессиональную деятельность, на отношения с противоположным полом и пр. Поэтому семья является главным институтом воспитания.

   Большое значение имеет и то, что в родительской семье человек находится довольно большую часть своей жизни. По длительности воздействия на личность ни один другой институт воспитания (школа, СУЗ, ВУЗ и пр.) не могут сравниться с семьей.

   При том, что семья имеет большое влияние на воспитание человека, это влияние может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Так у матери, искренне и безусловно любящей своих детей, но тревожной, часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Поэтому хорошее воспитание предполагает и самовоспитание родителей.

   Большое значение для полноценного воспитания человека имеет душевное единство и нравственная связь родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

   Семейное воспитание охватывает человека со всех сторон. В семье происходит физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание. Оно меняется от возраста к возрасту. Семья формирует у детей знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; вырабатывает интеллектуальные навыки и формирует взгляды на мир, людей, профессии и жизнь.

   Семейное воспитание формирует нравственную сферу человека, воспитывает такие качества, как доброжелательность, доброта, внимание, честность, искренность, трудолюбие.

   Развитие качеств у личности, которые затем пригодятся при преодолении жизненных преград и трудностей, также является целью семейного воспитания.

   В семейном воспитании имеются свои методы, это, например, личный пример, сопереживание, обсуждение, доверие, возвышение личности, похвала, показ, проявление любви, контроль, юмор, традиции, сочувствие и многое другое. Эти методы применяются в зависимости от ситуации. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

  Важнейшими принципами семейного воспитания являются: атмосфера альтруизма, безопасность и единство.

   Атмосфера альтруизма – общий гуманный строй духовно-душевной жизни семьи, выражающийся во взаимной заботе, любви и привязанности, активной взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании друг другу; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего и слабого; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем, от добрых дел ради другого.

   Такая атмосфера является условием успешного становления в семье творческого «Я», социальных отношений личности ребенка; является духовно-нравственным механизмом эмоциональной защиты и роста личности ребенка, ее образа собственного «Я» и будущего, повышает уверенность ребенка в себе и своей ценности; создает индивидуальный опыт гуманных отношений с окружающим миром, открывает путь к деликатности, тонкости, сострадательному пониманию, к творческим упражнениям в идеальных нормах человеческого общежития на основе равноответственных обязательств и взаимного самопожертвования.

   Наибольшее значение такая атмосфера имеет в период младенчества, первоначального питания и ухода за ребенком – от рождения до 1,2 лет, в экстремальных ситуациях болезни ребенка, его длительного пребывания без родителей. Также ее сохранение особо значимо во время возрастных кризисов.

  Принцип безопасности базируется на естественной психологической озабоченности родителей охраной и защитой физического, психического, эмоционально-нравственного и социального здоровья ребенка, проявляется чаще всего в материнском чувстве ограждения ребенка от ущербных действий окружающего мира.

Этот принцип включает ритмичную систему упорядоченных эмоциональных контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному самостоятельному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру. Он воспитывает в итоге самоохранное поведение, защиту ребенка от эмоциональных перегрузок.

   Соблюдение родителями принципа безопасности в детстве охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать и исследовать окружающий мир, спокойно и творчески взаимодействовать с окружающими; гарантирует в отрочестве чувство уверенности, самоуважения и собственного достоинства, гармоничность и самостоятельность действий при самореализации подростка в социуме, его активный поиск себя, экспериментирование в разных социальных ролях.

  Принцип единства исходит из культурной установки и заботы родителей о целостном и органичном развитии физических и психических свойств ребенка, о гармоничном созидании его тела, души и ума, согласовании мыслей, чувств и поведения. Проявляется он в объединении ценностей и целей родителей в воспитании и развитии ребенка, в сочетании требований взрослых с детскими усилиями. Этот принцип предполагает согласованное исполнение родительских ролей матери и отца, единство слова и дела в родительских действиях, объединение и координацию усилий семьи и школы в поддержке, своевременной помощи в становлении творческой индивидуальности, сознания, переживаний и волевых действий личности ребенка. Соблюдение этого принципа включает упорядоченный ритм физической, бытовой, практико-трудовой, нравственно-коммуникативной, познавательной, исполнительской и творческой деятельности ребенка в семье. Он строится на сочетании прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, поиске созвучия индивидуальных и коллективных ценностей, целей и реализации задач самой растущей личностью, как в семье, так и вне дома (в ближайшем микросоциуме, школе). Использование этого принципа родителями способствует успешной интеграции детской индивидуальности в микросоциум, гармоничной самореализации в окружающем мире, развивает гуманистическую потребность личности жить для себя и одновременно жить рядом с другими.

Статья составлена с использованием учебного пособия:Шилов И.Ю.

Фамилистика (Психология и педагогика семьи). — С-Пб.: «Петрополис», 2000. — 220с.

и материалов сайта:   http://www.tinlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_vvedeniyu_v_pedagogicheskuyu_dejatelnost/p64.php